познавательно) #личность
Олаф I Трюггвасон. Легендарный король Норвегии Олаф I Воронья кость.
Отец Олафа, Трюггви Олафссон, внук первого короля Норвегии Харальда Прекрасноволосого, был убит Гудрёдом, своим двоюродным братом. Олаф имел старшую сестру, Ингеборгу Трюггведоттир, которая была первой женой Рагнвальда Ульфсона, двоюродного дяди княгини Ингегерд - жены Ярослава Мудрого и ярла Ладоги Альдегьюборга.
Олаф родился около 963 года, хотя эта дата является спорной. В различных источниках приводятся даты от 963 до 969 года. Тем не менее, «Сага об Олафе сыне Трюггви» свидетельствует, что Олаф был назван по имени деда, а по скандинавским традициям, если бы мальчик родился после смерти отца, то был бы назван в честь него, а не деда (хотя, в самой Саге говорится, что Астрид родила уже после смерти мужа). Астрид бежала с сыном в Оппланн к отцу, а после — в Швецию, спасаясь от убийц мужа. Из Швеции Астрид решает ехать к своему брату Сигурду Эйриксону, который служил в дружине князя новгородского Владимира Святославича, будущего крестителя Руси Владимира Святого. Однако по дороге в Новгород на корабль, где находились Астрид и Олаф напали пираты—эсты. В полурабском состоянии Олаф с матерью жили в стране эстов шесть лет, пока посланный собирать с эстов налоги Сигурд случайно не встретил племянника и не выкупил его.
Попав на Русь в девятилетнем возрасте в 972 году, он прожил здесь ещё девять лет. Тем временем, в 970 году был убит конунг Харальд Серая Шкура и норвежская корона перешла к королю Дании Харальду Синезубому, а фактическая власть оказалась в руках ярла Хакона Могучего.
Олаф был взят в дружину Владимира Святославича. Олаф пользовался популярностью среди дружинников, он также снискал хорошее отношение со стороны великого князя, как сказано в Саге: «Вальдимар конунг сделал его начальником войска, которое он посылал на защиту своей страны». Воевал в походе Владимира Святославича на Червенские города в 981 году. Возвышение Олафа и его тесные отношения с женой Владимира (в саге она названа Аллогией, по Татищеву) вызвали недовольство и домыслы. Завистникам удалось убедить великого князя в том, что дальнейшее пребывание Олафа на Руси опасно. Около 981 года Олаф оставляет службу у Владимира и отправляется в поход по Балтике.
В 982 году он попал в шторм у земли вендов (вероятно, Польша), где остался на зиму и женился на дочери местного короля Бурислава Гейре. Кого саги называют Буриславом доподлинно неизвестно. Некоторые учёные считают, что это собирательный образ королей Мешко I и его сына, Болеслава Храброго. Также есть версия, что в одном из польских княжеств действительно правил князь по имени Бурислав. Зимой 982/983 годов Олаф воевал в Швеции и захватил большую добычу.
В это же время на севере начинается война Харальда Синезубого с его собственным сыном Свеном Вилобородым, не пожелавшим принять христианство. Волнения вскоре перекинулись и на земли славян, которые начали уничтожать церкви и вырезать христианское духовенство. В этих условиях Оттон II Рыжий, император Священной Римской империи, собирает войско, к которому присоединяются саксы, франки, фризы и поляки, и организует поход против славянских, датских и норвежских язычников. При этом, несмотря на свидетельство саги, сам Оттон в походе не участвовал: в июле 983 года умер папа Бенедикт VII, и Оттон отправился в Рим на выборы нового папы. Находясь в Риме, в декабре 983 года Оттон, узнав о неудачах на севере, умер.
Король вендов Бурислав также присоединился к германским войскам. Опять же можно отождествить Бурислава с Мешко I, который был вынужден пойти на союз с империей в условиях опасности, исходившей от языческой Дании в начале 980-х годов. Олав также присоединился к польским войскам. В саге допущена неточность — вместе с описанием похода поляков против восставших славян и датчан в 983 году описываются события первого похода Оттона II против Харальда Синезубого, который состоялся в 973-974 г. Описана битва у Датского Вала. Войскам не удалось взять вал, который защищал норвежский ярл Хакон. Далее описано заключение мира между Оттоном и Харальдом Синезубым, условием которого стало крещение Свена, сына Харальда и ярла Хакона.
Вернувшись в страну вендов, Олаф прожил со своей женой всего три года, после чего она неожиданно заболела и умерла. Тяжело переживая это, Олаф покинул земли Бурислава и вновь отправился в морской поход.
Существует версия, опровергаемая рядом отечественных историков, согласно которой, после трёх лет пребывания на Балтике Олаф вернулся на Русь. Здесь ему, якобы, приснился сон о рае и аде, и было видение, что он должен отправиться в Грецию и принять христианство. Далее, вернувшись из Греции, Олаф обратил в христианство Владимира Святославича и его жену. Эта версия основана на так называемой «Большой Саге» или «Саге Одда», многие эпизоды из которой отсутствуют в «Саге об Олафе Трюггвасоне» Снорри Стурлусона. Некоторые западные и отечественные исследователи (Бумгартен, Таубе) в целом принимают версию «Большой саги» и не отрицают участия Олафа в Крещении Руси, другие же (Рыдзевская, Шаскольский, Рамм, Джаксон) считают эту версию не более чем выдумкой.
Т. Н. Джаксон проводит также параллель с эпизодом из Повести временных лет, в которой под 983 годом упоминаются слова некоего варяга, пришедшего из Греческой земли, о христианской вере («Боги ваши есть дерево. Сегодня есть, а завтра сгниют. Они не едят, не пьют и не говорят и сделаны руками из дерева. А Бог есть един, ему же служат Греки и кланяются»). Часть высказываний варяга совпадает со словами Олафа Трюггвасона о язычестве, которые приведены в «Большой саге».
После продолжительного пребывания в землях славян Олаф отправился в Англию. Он воевал в Нортумберленде, а также в Шотландии, Ирландии и Уэльсе. После этого он отправился на острова Силли. Там он встретился с предсказателем, который предрёк ему большое будущее: стать конунгом и обратить многих людей в христианскую веру.
Сага приводит слова предсказателя:
"Ты будешь знаменитым конунгом и совершишь славные дела. Ты обратишь многих людей в христианскую веру и тем поможешь и себе, и многим другим. И чтобы ты не сомневался в этом моем предсказании, я дам тебе такой знак: у тебя на кораблях будет предательство и бунт. Произойдет битва, и ты потеряешь несколько своих людей, а сам будешь ранен. Рану твою посчитают смертельной, и тебя отнесут на щите на твой корабль. Но через семь дней ты исцелишься от этой раны и вскоре примешь крещение".
Согласно легенде, так и произошло — вернувшись к своим кораблям, Олаф встретил разбойников и в сражении с ними был ранен, но излечился через 7 дней. После этого Олаф и его дружина приняли крещение.
Крестившись, Олаф вернулся в Ирландию, где женился на Гюде , дочери Олафа Кварана, короля Дублина. Тем временем, в разгаре была война Харальда Синезубого с его сыном Свеном Вилобородым.
Олаф жил в Ирландии, и там его называли Али. Когда Хакон Могучий, правитель Норвегии, узнал о «норвежском конунге Али», он стал интересоваться его происхождением и настоящим именем. Посланники Хакона прибыли к Олафу и рассказали ему, что Хакон ярл очень могущественный, но норвежцы хотят видеть у власти потомка короля Харальда Прекрасноволосого.
Воспользовавшись народными настроениями, Олаф отправляется в Норвегию, чтобы завоевать трон. Сперва он заручается поддержкой Сигурда Хлодвирссона, ярла Оркнейских островов, которого заставляет принять крещение. Однако по совету Торира, подручного ярла Хакона, Олаф решил не раскрывать своего имени, чтобы застать норвежского правителя врасплох.
Восстание в Норвегии началось даже не под влиянием возвращения Олафа Трюггвасона. Правление ярла Хакона, а, вернее, его отношения с бондами—землевладельцами (Хакон заставлял бондов присылать ему своих жён и дочерей), вызвало серьёзное недовольство. Сага называет инициатором восстания против Хакона бонда по имени Орм Люргья. Узнав о начавшемся восстании, а затем и о приближении Олава Трюггвасона, ярл Хакон бежал в Оркдал, чтоб укрыться в доме своей любовницы Торы.
Тем временем, Олафу удаётся победить в битве Эрленда Хаконсона, одного из сыновей ярла Хакона. В этой битве Эрленд погиб. После этого восставшие бонды объединяются вокруг Олафа и начинают поиски ярла Хакона. Олафу удалось разузнать, что Хакон находится в доме у Торы. Узнавший об этом раб Хакона Тормод Карк, испугавшись расправы, убил господина и отрезал ему голову, которую преподнёс затем Олафу. Впрочем, это не помогло Карку, который поплатился за своё предательство — его голова была отрублена вслед за головой ярла Хакона. Обе головы были вывешены на всеобщее обозрение в Нидархольме (окрестности современного Тронхейма) в знак победы Олафа Трюггвасона.
Так, в 995 году Олаф Трюггвасон на всеобщем тинге был провозглашён верховным конунгом (королём) Норвегии. Норвегия вышла из-под датской власти. В 997 году Олаф основал город Нидарус (Тронхейм), на центральной площади которого теперь находится памятник Олафу I.
Завладев Норвегией, Олаф стал ревностно насаждать в ней христианство. Он крестил норвежские провинции. От него крещение принял первооткрыватель Америки Лейф Эриксон, который привёз из Норвегии епископа в Гренландию и крестил её. По приказанию Олафа христианство приняло население Оркнейских островов и их правитель. По заданию Олафа епископом Тангбрандом была крещена Исландия.
Весной 996 года Олаф решил посвататься к Сигрид Гордой. Её происхождение неизвестно: в источниках она фигурирует под именами Сигрид, Гуннхильда и Святослава. Неясно, реальное ли это историческое лицо или собирательный образ. Титмар Мерзебургский и Адам Бременский сообщают о польской княжне, дочери Мешко I, которая сначала была женой Эрика Победоносного, а после Свена Вилобородого, и стала матерью сына последнего — Кнуда Великого. По другой версии, она была дочерью Скагула Тосте.
В саге она названа Гуннхильдой, дочерью Бурислава (таким образом, она могла быть сестрой Гейры, первой жены Олафа). Предлагая брак, Олаф потребовал, чтобы Сигрид приняла христианство. Она отказалась, между ними произошла ссора, в ходе которой Олаф ударил Сигрид по лицу. Она ответила на это фразой: «Это может привести к твоей смерти». Месть со стороны Сигрид называют одной из причин восстания против Олафа. После ссоры с Олафом, Сигрид вышла замуж за его противника, короля Дании Свена Вилобородого. Сам Олаф женился на сестре Свена Вилобородого, Тире, которая должна была выйти за короля вендов Бурислава (возможно, за Болеслава Храброго).
Недовольные правлением Олафа, а особенно насаждением христианства, норвежские вельможи начали искать союза с противниками Норвегии — датским королём Свеном Вилобородым и шведским Олафом Шётсконунгом. Сигрид Гордая также убеждала мужа выступить против Олафа Норвежского; войска бондов возглавлял сын убитого ярла Хакона Эйрик.
Олаф выступил против коалиции своих врагов. Он отправился в Польшу, чтобы забрать имущество своей жены. Обратно в Норвегию Олаф решил идти со всем своим флотом, но был предан вождем йомсвикингов Сигвальдом Струт-Харальдсоном, который убедил его, что враги не собираются атаковать Олафа. Король Норвегии отпустил большую часть кораблей, но, несмотря на слова Сигвальда, был атакован.
В сентябре 1000 года Олаф погиб в битве у Свольдера. В саге была помещена легенда, что Олаф якобы мог спастись, так как никто не видел, как он погиб. Впрочем, эта легенда относится, скорее всего, к числу преданий о вечно живых «спящих» героях. После смерти Олафа I Норвегия вновь перешла под власть датской короны. Так закончилась неспокойного жизнь одного из самых знаменитых и легендарных викингов в истории.